- Ошибка № 1: Отдают уведомление не тому человеку
- Ошибка № 2: Не вручают акт налоговой проверки под роспись
- Ошибка № 3: Не знакомят с дополнительными материалами выездной проверки
- Ошибка № 4: Не дают возможность дать пояснения
- Ошибка № 5: Не обосновывают свои претензии
- Ошибка № 6: Акт налоговой проверки и Решение отличаются
- Ошибка № 7: Выездная проверка проводится одним – наказывает другой
Во многих случаях решение налогового органа может нарушит ь-провести налоговую проверку, используя ошибки аудитора, который ее проводил. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки при проведении выборочных налоговых проверок, которые могут сыграть на руку налогоплательщику.
Ошибка № 1: Отдают уведомление не тому человеку
Налоговый орган направил уведомление о рассмотрении материалов выездной проверки представителю компании, не имевшему соответствующих полномочий на получение почтовой корреспонденции. Казалось бы, такая мелочь, но на самом деле это серьезное нарушение процедуры.
Что говорит суд. Налоговые органы должны проверять, есть ли у лица, которому направляется документ, разрешение на получение почты. В противном случае уведомление может оказаться в руках человека, не имеющего никакого отношения к контролируемому налогоплательщику. Сама компания, находящаяся в неведении, не может участвовать в проверке материалов выездной проверки, чтобы дать свои объяснения и возражения. На этом основании решение инспекции может быть признано недействительным (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14. 05. 12 № А29-4249/2011).
Ошибка № 2: Не вручают акт налоговой проверки под роспись
Инспекторы забывают направить акт выездной проверки в компанию или получить подпись представителя компании. То есть они нарушают правила и обязаны в течение пяти дней вручить представителю компании Акт налоговой проверки под роспись.
Что говорят суды. Если налоговые органы не могут доказать, что Акт налоговой проверки был получен налогоплательщиком, судья считает, что процесс рассмотрения административного материала был нарушен и решение ИФНС является незаконным (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07. № A45-20696/2013).
Ошибка № 3: Не знакомят с дополнительными материалами выездной проверки
Что говорит суд. Проверка может привести к ошибочным выводам о выявленном нарушении, так как компания не была знакома с материалами дополнительной проверки и не могла дать по ним заключение. Это серьезный повод для отмены решения (см. постановление Апелляционного суда Московского округа от 09. 02. 15 № Ф05-16883/2014).
Ошибка № 4: Не дают возможность дать пояснения
Аудиторам необходимо обеспечить контролируемым организациям возможность участвовать в процессе изучения контролируемых материалов на месте. Однако представители компании не могут быть уполномочены присутствовать при проверке контролируемых материалов.
Что говорят суды. Налогоплательщик должен иметь возможность дать пояснения по результатам проверки O N-Spot либо непосредственно, либо через своего законного представителя. Если ему не предоставлена такая возможность, решение по проверке является незаконным (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28. 05. 14 А19-10260/2013).
Ошибка № 5: Не обосновывают свои претензии
Акт налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать документальное подтверждение факта нарушения. Однако инспекторы часто игнорируют это — в решении о привлечении к ответственности нарушения объясняются бесконечно долго, а в документах, подтверждающих их, не упоминаются.
Что говорят суды. Если факты и документы, на которые ссылаются в решении, не свидетельствуют о том, что инспектор исследовал и оценил документы, подтверждающие то или иное нарушение, судья приходит к выводу, что содержание самого Закона о налоговом аудите и Толстые ошибки. Результат — выборочный контроль отмены этого решения (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20. 03. 13, А78-4025/2012).
Ни в акте проверки, ни в решении аудитор не ссылается на ключевые документы, не сообщает о контрагентах контролируемой компании и документах, по которым компания якобы заявляла незаконные скидки и расходы на вывоз.
Что говорят суды. Если выводы налоговых органов не основаны на «первичных документах», содержащих ссылки на конкретных контрагентов по сделкам, с которых налоговые органы списывают расходы и скидки, это является существенным процессуальным нарушением, что является существенным процессуальным нарушением. Решение (см. постановление ФАС Московского округа.
Инспекторы нашли неудобства в данных и пришли к выводу, что компания не полностью уплатила налоги. Однако никаких документов к акту налоговой проверки на основании обвинения в совершении налогового правонарушения они не приложили.
Что говорит суд. На практике налоговые органы должны сообщить, как выявленные расхождения повлияли на возникновение налоговых обязательств, и подтвердить, что были атакованы подтверждающие документы. В противном случае суд признает эти выводы необоснованными и признает решение по выездной проверке недействительным (см. постановление ФАС Московского округа).
Ошибка № 6: Акт налоговой проверки и Решение отличаются
В решении по результатам проверки может появиться что угодно, начиная от новых оснований для доначисления налогов, которые не были включены в акт налоговой проверки. И, как правило, сумма доначислений на основании решения превышает соответствующую сумму на основании акта налоговой проверки.
Что говорят суды. Вся информация в отчетах и решениях по аудиту на местах должна быть последовательной. Несоответствие является существенным нарушением процедуры проверки. Это означает, что решение незаконно (постановления ФАС Московского округа от 11. 12. 13 № Ф05-15400/2013, Западно-Сибирского округа от 11. 03. 12
Ошибка № 7: Выездная проверка проводится одним – наказывает другой
Материалы проверки рассмотрены должностными лицами ФНС, но решения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения вынесены другим лицом. Например, начальник ИФНС принял участие в контроле и выслушал все доводы налогоплательщика. Затем он ушел в отпуск.
Что говорит суд. Если решение по итогам выездной проверки вынесено лицом, которое не участвовало в проверке материалов проверки, то это свидетельствует о том, что налогоплательщик не мог объяснить его непосредственно лицу, вынесшему решение. Судьба. И это важное «процессуальное» нарушение при проведении выборочного контроля. Суды признают, что такие решения незаконны (см. постановление ФАС Уральского округа от 01. 12. 11 г. Ф09-7803/11).
Поэтому важно помнить. Решения, принятые налоговыми органами по результатам налоговых проверок, могут быть затронуты.
Если для этого вам необходима помощь налогового юриста — обращайтесь, мы всегда на связи!